Почему социальное государство — одна из главных наших ценностей

Несмотря на отсутствие больших запасов полезных природных ископаемых и выходов к морю, наша страна — один из лидеров в сфере доступности соцблаг и обеспечения равенства граждан. За счет чего это удается достигать?
— Хорошо, что все достижения, количественные показатели перерастают в качество жизни людей (может быть, не совсем быстро в связи с тем, что мы стали конкурентами и нас начинают душить). Это главный принцип нашего социального государства, государства для народа — жизнь людей. Любые производственные успехи, будь то в сельском хозяйстве, в промышленности, должны быть направлены на улучшение жизни наших людей.
На торжественной церемонии чествования аграриев на фестивале‑ярмарке «Дажынкi‑2024» в Мостах, 2 ноября 2024 года.
Сравнительный анализ
Как результат, за годы независимости Беларусь стала лидером по социальному обеспечению населения не только на постсоветском пространстве, но и во всем мире. А ведь качество соцблаг измеряется в том числе их доступностью для подавляющего большинства населения. Узкое, элитарное образование или здравоохранение не решат проблем с безграмотностью или какой‑то эпидемией. Для этого нужны всеобъемлющие системы, которые охватывают все население до последнего гражданина.
Белорусская модель образования и здравоохранения как раз и рассчитана на массовость. Вот лишь некоторые факты. Мы единственная в Европе страна, где сохранилось бесплатное, то есть бюджетное здравоохранение.
Сравним нашу бюджетную систему с польской. В Беларуси 11 больничных коек на 1000 человек, в то время как в Польше всего 6,5. Врачей же в нашей стране на 1000 граждан — 4,08, в то время как в Польше — 2,4. Все это демонстрирует не только уровень доступности системы здравоохранения для простого человека в количественном измерении, но и потенциал всей системы дать отпор эпидемиям и пандемиям.
В прошлом году по стране был построен 21 объект здравоохранения. Это, в частности, городская больница скорой медицинской помощи в Могилеве, новый корпус хирургии кардио‑цереброваскулярной патологии, Витебская областная инфекционная и Брестская областная больница, Гродненский онкологический центр. На 2025 — 2026 годы уже запланировано продолжение строительства детского онкогематологического центра в Боровлянах, возведение нового корпуса детской хирургии, большое строительство РНПЦ «Мать и дитя», а также обновление РНПЦ «Кардиология». Кроме этого, намечен капремонт с возведением нового корпуса реабилитации в Аксаковщине. И это только проекты по Минску и окрестностям.
Образование также не отстает. Мы не ломали советских достижений, а пошли по пути развития всей системы. На сегодня в Беларуси функционируют свыше 7 тыс. учреждений образования, в которых обучаются более 3 млн человек.
Только за два последних года в Беларуси построено 30 детских садов. А за прошлый год сдано в эксплуатацию семь новых школ.
Все это демонстрирует приоритетность для государства вклада в развитие человеческого потенциала. Для сравнения: около половины бюджета страны тратится на социальные нужды, тогда как в странах Балтии и Польше только около трети. А в Украине до военных действий на эти цели шло вообще не более 15 процентов.
Равенство возможностей
Однако социальное государство — это не только равный доступ для всех к образованию и здравоохранению, но и помощь нуждающимся и равенство возможностей самореализации. Беларусь в этом плане может быть примером для подражания.
В мире имеется несколько показателей, которые демонстрируют уровень социального равенства. Самый известный из них — это коэффициент Джини, который отражает, насколько справедливо и равномерно распределен национальный доход среди населения страны. Согласно многолетним данным, мы входим в пятерку лидеров по самому низкому уровню коэффициента Джини, что свидетельствует об отсутствии жесткого расслоения в обществе на богатых и бедных. Этого удается достичь только в случае проведения государством политики в пользу подавляющего большинства граждан. Именно это у нас и делается на протяжении последних тридцати лет.
Второй показатель — разница между средней заработной платой и медианой. К слову, последняя — это средняя зарплата, разделяющая общество на равные две части. Одна из которых получает больше определенной суммы, а вторая — меньше. Чем ниже разница между этими двумя величинами, тем справедливее и равномернее распределяется национальный доход.
За последнюю пятилетку в нашей стране разница между медианой и средней заработной платой снизилась на 10 процентов: с 39 процентов в 2020‑м до 29 процентов в мае 2024 года, что демонстрирует улучшение качества жизни именно большинства населения страны, а не какой‑то узкой и ограниченной группы.
Если же мы сравним разницу в таких зарплатах в соседних странах, то увидим намного больше перекос.
Сберечь то, что имеем
Общаясь со многими жителями из стран ЕС, которые, родившись и пожив там, решили мигрировать в Беларусь, понимаешь, что не все то, что пишут о загранице, является правдой. И очереди в поликлиниках, и образование массовое скорее там формальность. И социальная защита за Бугом лишь в красивых фильмах и на обложках пропагандистских материалов в интернете. «Желтые жилеты» во Франции, протесты фермеров в Германии, Польше и Испании появились не из‑за того, что они там «с жиру бесятся». Идет планомерный закат Запада, который все больше чувствуют простые жители этой части света. Поэтому мы и стараемся сберечь то, что у нас есть. Наша страна в наших руках.

ВАЖНО!
Избрание Президентом Беларуси в 1994 году Александра Лукашенко стало судьбоносным событием для нашей страны. Глава государства в сложившейся тогда в экономике тяжелейшей ситуации пошел не на уничтожение, а на развитие социального государства.
Все это связано с определенной философией белорусского государства. Ее можно обозначить как философию социальной справедливости. Именно об этой ценности как неотделимой от белорусского менталитета не единожды говорил Александр Лукашенко. Обостренное чувство справедливости в крови у белорусов. Поэтому наш народ всегда стремился обеспечить необходимым нуждающихся.
ИСТОРИЧЕСКИЙ РАКУРС
После Второй мировой войны из‑за страха общественных потрясений владельцы крупных компаний согласились пойти на уступки большинству населения и ввели доступную медицину, пенсионное обеспечение и образование. Однако уже в конце 1960‑х транснациональные корпорации вовсю стали лоббировать идеи сворачивания социального государства. В Англии этот процесс начался с приходом Маргарет Тэтчер, в США — в эпоху президентства Рональда Рейгана, в Германии — в бытность канцлером Гельмута Коля. От подобных реформ страдают прежде всего простые люди. Резко снижается для большинства граждан доступность услуг образования и здравоохранения.