Цена идеала: как анорексия разрушает жизнь

Нервная анорексия – опасное расстройство пищевого поведения, от которого чаще всего страдают подростки и молодые женщины, а в последнее время оно фиксируется и у мужчин. По данным ВОЗ, 1 процент населения мира сталкивается с этой проблемой, и, несмотря на кажущуюся «малую» цифру, у этого заболевания один из самых высоких уровней смертности среди всех психических расстройств – до 10 процентов пациентов погибают от его осложнений. 

О том, почему еда становится злейшим врагом, как не пропустить тревожные симптомы у ребенка и к кому обращаться, если все же нужна помощь, рассказала врач-психиатр Елена Данилова, заведующий детско-подростковым психиатрическим отделением Витебского областного клинического центра психиатрии и наркологии.
 
– Елена Леонидовна, насколько актуальна для Беларуси проблема нервной анорексии? 
 
– В нашей стране, как и во всем мире, в последние 10–15 лет отмечается устойчивая тенденция к росту числа расстройств пищевого поведения. Все чаще анорексия, к большому сожалению, диагностируется у подростков. 13–16 лет – критически опасный возраст для развития заболевания из-за активного физиологического и психологического формирования организма. В моей практике был случай анорексии у девочки 11 лет. 
 
– Почему при анорексии такой высокий уровень смертности? 
 
– Причина не только в истощении, но и в сочетании психических и медицинских факторов. Нарушается работа сердца, почек, печени, эндокринной системы. Весь организм перестает нормально функционировать. У многих пациентов развивается депрессия, тревога, навязчивые состояния, что значительно повышает риск суицида. 
 
В моей практике был случай смерти от нервной анорексии. Девушка страдала заболеванием с 13-летнего возраста, при этом отлично училась и впоследствии окончила школу с золотой медалью. Очень любила готовить, печь вкусные торты. Но сама она практически ничего не ела, а усиленно занималась спортом. Окончив институт питания в Москве, работала в разных ресторанах. Потом уехала за границу, где смогла открыть свой ресторан. По-прежнему были строгие ограничения в еде и высокие физические нагрузки. Очень много плавала (до изнеможения), и сердце остановилось в бассейне. На момент смерти она весила всего 29 килограммов. 
 
– А кто наиболее уязвим для развития болезни? 
 
– В группе риска девушки-подростки и молодые женщины, а также молодые люди, которые занимаются танцами, гимнастикой, фигурным катанием, модельным бизнесом, легкой атлетикой – деятельностью, где низкий вес является конкурентным преимуществом. 
 
– Можно ли описать какой-то типичный «портрет» девушки с анорексией? 
 
– Представьте себе перфекционистку-отличницу с низкой самооценкой, которая нашла в контроле над едой единственный способ справиться с внутренней тревогой и хаосом. Ее жизнь сузилась до навязчивого ритуала взвешиваний, подсчета калорий и изнурительных тренировок. Она не видит своего истинного отражения в зеркале, живет в мире, где еда – это враг, а худоба – добродетель. Ее тело, истощенное и больное, продолжает получать команды от мозга с искаженной картиной реальности. Она изолируется от всех, кто пытается помочь, потому что воспринимает помощь как угрозу своему «идеалу». 
 
– Основной симптом анорексии – дефицит веса? 
 
– Диагностика нервной анорексии – это комплексный процесс, который требует участия нескольких специалистов: психиатра, психотерапевта, врача-терапевта или педиатра, диетолога. Она основывается не только на низком весе, но и на целом ряде психологических и поведенческих критериев. Первое и самое важное – это то, что снижение веса и его поддержание ниже нормы происходит целенаправленно. Это не просто желание похудеть, а панический, иррациональный страх набрать вес, даже при его явном дефиците. Заболевшие могут признавать, что они худые, но определенные части тела (живот, бедра) будут казаться толстыми. У ребят появляется задержка или остановка полового созревания, часто прекращаются менструации у девушек. Важно помнить, что диагноз «нервная анорексия» может поставить только врач-психиатр. Самодиагностика или диагностика только по весу недопустима и опасна. 
 
– Что является спусковым крючком для начала болезни? 
 
– Причина не бывает одна, на развитие анорексии влияет сложное переплетение психологических, социальных, биологических и средовых факторов. Болезнь запускается их комбинацией, причем у каждого человека эта комбинация уникальна. Но есть благодатная почва, на которой может взойти семя болезни: личностные черты (постоянное стремление к совершенству, низкая самооценка, тревожность, страх потери контроля, импульсивность и трудности с регуляцией эмоций), идеализация худобы, травля из-за высокого веса от сверстников, критика и постоянные замечания от родителей или родственников о фигуре, стресс, наследственность. 
 
В подростковом возрасте многое выходит из-под контроля: меняется тело, растут требования. Диета и контроль веса могут стать тем единственным, что можно полностью контролировать. 
 
– Сейчас дети и молодые люди много проводят времени в соцсетях. Это усугубляет ситуацию? 
 
– В этом плане белорусская молодежь такая же, как и во всем мире: находится под мощным влиянием трендов из интернета, которые культивируют определенные стандарты: идеальные пропорции тела, худобу, чрезмерное внимание к ЗОЖ. Отдельно стоит сказать о влиянии блогеров, которые создают иллюзию, что их тело – это не результат работы команды, а просто «правильный образ жизни». Приложения для редактирования фото тоже внесли свою лепту: реальность искажается массово. Пользователи видят отфотошопленные тела с нереальными пропорциями и начинают воспринимать эту цифровую фантазию как норму, к которой надо стремиться. 
 
Особую опасность представляют группы и сообщества в социальных сетях и мессенджерах, которые активно пропагандируют и романтизируют анорексию. 
 
– Нервная анорексия лечится только специалистами или есть шанс на самоисцеление? 
 
– Тут чудес не бывает. Лечение такого сложного заболевания всегда длительное, комплексное и требует участия целой команды специалистов и, конечно, поддержки близких. Нет волшебной таблетки. Успех зависит от скоординированной работы по нескольким направлениям. Во-первых, необходимо стабилизировать физическое состояние. Это обязательный этап, особенно при тяжелом истощении, позволяющий спасти жизнь. Во-вторых, разрабатывается индивидуальный план питания для постепенного возврата к здоровому весу под наблюдением врача-диетолога. В тяжелых случаях, когда пациент отказывается есть или еда вызывает серьезные осложнения, может потребоваться зондовое или внутривенное питание в стационаре. Врач-терапевт или педиатр назначает лечение для устранения последствий голода, проводится нормализация электролитного баланса, работы сердца, гормонального фона, укрепление костей. 
 
Основной и самый длительный этап лечения – это работа с причиной болезни. Без него возврат веса будет временным. Чаще всего это психотерапия. Нужно выявить и изменить искаженные мысли и убеждения о еде, весе и теле, сформировать здоровые пищевые привычки, научить справляться с тревогой и стрессом. Отдельно стоит сказать о работе с семьей: родителей учат, как поддерживать ребенка, помогать ему с питанием, общаться. После стабилизации состояния терапия продолжается для закрепления результатов и профилактики рецидивов, возвращения к нормальной учебе, работе и общению. Анорексия не исчезнет из жизни без лечения, это очень устойчивое психическое расстройство при котором у человека нет критики к своему состоянию: он уверен, что всё делает правильно. 
 
– Что могут сделать родители, чтобы ребенок не заболел? 
 
– Во-первых, создать в семье атмосферу, где подросток может прийти с любой проблемой и быть услышанным без осуждения. Во-вторых, необходимо всячески поддерживать стремления и увлечения ребенка для его устойчивой самооценки. Нужно развивать критическое мышление, чтобы не попадать под влияние негативных трендов из соцсетей. 
 
Если ребенок зациклен на весе и своей внешности: 
 
  • перестаньте говорить о диетах и весе (о своем и чужом); 
  • хвалите ребенка за его личные качества, а не за внешность; 
  • сделайте прием пищи приятным ритуалом без давления и ссор; 
  • поддерживайте увлечения ребенка, которые делают его увереннее; 
  • говорите с ребенком о том, как работает реклама и соцсети; 
  • если заметили тревожные сигналы, не ждите, обращайтесь к специалисту (психиатр, психотерапевт, психолог). 
Контактные телефоны для тех, кто оказался в сложной жизненной ситуации. Детская линия помощи (8-801) 100-16-11 (анонимно, круглосуточно, бесплатно). Телефон доверия для детей и подростков (8-017) 263-03–03 (анонимно, круглосуточно). Телефон доверия УЗ «Витебский областной клинический центр психиатрии и наркологии» (8-0212) 61-60-60 (анонимно, круглосуточно) 
 
Чек-лист для родителей. Стоит волноваться, если ваш ребенок: 
 
  • резко ограничил себя в питании и отказывается от «вкусняшек»; 
  • режет еду на мелкие кусочки, ест медленно, перекладывает пищу на тарелке, отодвигает ее от себя; 
  • отказывается есть при вас; 
  • называет какие-то продукты плохими; 
  • готовит для других с удовольствием, а сам не ест; 
  • много пьет воды и низкокалорийных напитков; 
  • резко потерял вес; 
  • предпочитает мешковатую одежду; 
  • все время мерзнет, даже когда другим тепло; 
  • жалуется на головокружение и слабость; 
  • падает в обмороки; 
  • зациклен на теме веса, калорий, диет; 
  • негативно оценивает себя; 
  • чрезмерно стремится к совершенству; 
  • перестал общаться с друзьями и близкими; 
  • избегает мероприятий, где есть еда (гости, дни рождения); 
  • подавлен, раздражен; 
  • изнуряет себя физическими нагрузками или спортом; 
  • кожа стала бледная и сухая, а волосы – тусклые; 
  • нарушился менструальный цикл (для девочек). 
Важно! Наличие даже 2–3 признаков – это уже серьезный повод для деликатного разговора и обращения к специалисту.
 

 

Обычная версия
Настройки
Шрифт
Roboto
Times New Roman
Размер
А
А
А
Межбуквенное расстояние
Нормальное
Среднее
Большое
Цветовая схема
Черным по белому
Белым по черному
X