Александр Лукашенко: «Никому не удастся поставить нас на колени»

Неформально о важном
Владимир Путин встретил белорусского лидера у входа в Смоленский скит Валаамского монастыря. Президенты тепло приветствовали друг друга, а затем прошли в храм, где состоялся краткий молебен. После богослужения главы государств ответили на вопросы белорусских и российских журналистов.
Владимир Путин поблагодарил коллегу за то, что он принял приглашение вновь встретиться в этом знаковом месте и обсудить актуальные вопросы повестки дня. В ответ
Александр Лукашенко предложил построить в Валаамском монастыре белорусский храм:
— Мы с вами хорошую традицию зародили — два православных народа, мы как представители, каждый год встречаемся на Валааме, и этот храм уже как родной. На подъезде заметил, что Смоленский скит — это хорошо. Но белорусского нет здесь скита. Места тут хватает построить храмик. Сюда много белорусов приезжает — вера одна православная наша. Поэтому спасибо вам за то, что заложили хорошую традицию.
Владимир Путин добавил, что подобные неформальные встречи — это хорошая возможность «обсудить наши текущие дела».
О ходе переговоров в Стамбуле
Первый вопрос журналистов предсказуемо касался украинской тематики. Как Президент России оценивает ход и перспективы переговорного процесса?
— Переговоры всегда востребованы и всегда важны, особенно если это стремление к миру. Я оцениваю в целом положительно, — последовал ответ.
Владимир Путин напомнил, что Россия из гуманитарных соображений передала тысячи тел погибших украинских солдат и получила в ответ несколько десятков тел российских военнослужащих.
По словам Президента России, Москва рассчитывает, что процесс переговоров с Украиной будет продолжен. Вместе с тем, подчеркнул он, для решения вопроса мирным путем нужно вести обстоятельные разговоры:
— И не на публике. Это делать нужно спокойно, в тиши переговорного процесса… Нам нужен длительный и прочный мир на хороших базовых основаниях, которые удовлетворяли бы и Россию, и Украину, обеспечили бы безопасность обеих стран.
Александр Лукашенко заявил, что абсолютно поддерживает Президента России в его подходах по поводу
переговоров:
— Война войной, но переговоры ведутся всегда. Американцы воевали во Вьетнаме за тридевять земель и с первого дня войны вели переговоры. Ошибка украинцев в том, что они требуют невозможного. То, что они говорят, и то, что предлагает Россия, — это за столом переговоров решается. Там могут быть компромиссы, отступления, повороты, развороты, а вот так, в лоб — это на публику.
О дедлайнах Трампа
В связи с этим Александр Лукашенко прокомментировал дедлайны Президента США Дональда Трампа, которые он отводит России на прекращение военного конфликта в Украине:
— 50, 60, 10 дней. Так политика не делается. Если он мира хочет, должен подключаться аккуратно, основательно. Это военное столкновение. И указать там не получится. Тем более ядерной державе.
Александр Лукашенко, в частности, упомянул про звучавшее ранее предложение о воздушном перемирии, и данная тема затрагивалась на его встрече с представителями США:
— Я говорю: Россия в этом заинтересована и Президент Путин. Но вы же этого не хотите. Скажите Зеленскому, пускай на это идет, чтобы не было вот этих летающих аппаратов и на голову людям не падали. Последний, вы знаете, случай, когда уже в Беларуси упал беспилотник — 59 килограммов взрывчатки, начиненный шариками и прочее. Ну хорошо, не взорвался. Ударил по 10‑этажному дому, где жили обычные простые люди. Поэтому опасная эта эскалация. Нам надо прекращать это. И делать надо это аккуратно.
Игра на публику вместо конкретных действий
По словам Александра Лукашенко, Беларусь также вносит лепту в мирный процесс, способствуя обменам на границе между Россией и Украиной:
— То, что россияне договариваются в Стамбуле с украинцами (Владимир Владимирович, помните, звонил мне, благодарил), — продолжение в Беларуси. Мы всё делаем — обмены эти на границе. Украинцы открыли участок границы, восстановили там железнодорожное сообщение. То есть подвижки есть. Ведутся переговоры уполномоченными по правам человека России и Украины, по деткам ведутся переговоры. Что сделала плохо Россия? Идет война, дети остались беспризорные. Накормили, одели. Нет, их в этом обвинили. За что? Пожалуйста, давайте договариваться.
Владимир Путин по указанному вопросу добавил, что не было заявленного количества детей, о которых говорила украинская сторона:
— Нет, конечно. Три или четыре ребенка обменяли, — подтвердил Александр Лукашенко. — Списков нет. Идет нагнетание публичное. Это не на пользу. Надо просто садиться за стол и договариваться, какие бы позиции ни были.
Что касается заявлений Зеленского о желании встретиться с Путиным, то, по словам Александра Лукашенко, для встречи на высшем уровне должна быть подготовлена почва в виде соответствующих соглашений и договоренностей:
— Трампа зовите, Макрона, Стармера — кого угодно. Но надо же подготовить это. Что они, не понимают? Понимают. А раз так заявляют, значит, не хотят. Просто на публику играют.
Александр Лукашенко отметил, что успешные наступательные операции России по всей линии боевого соприкосновения должны подтолкнуть киевское руководство бегом бежать и просить Владимира Путина сесть за стол переговоров:
— В противном случае через месяц-полтора-два там даже оборонительных сооружений не останется… Поэтому надо договариваться. Если они хотят чего-то, они должны к этому бежать.
«Нас попросили — мы делаем»
Отвечая на вопрос о возможном подключении Беларуси к переговорному процессу по Украине, Александр Лукашенко сказал:
— Мы давно договорились с Владимиром Владимировичем. Если нужно, он всегда скажет, подключит Беларусь.
Президент также напомнил, что Беларусь уже участвует в реализации ряда стамбульских договоренностей:
— Важные вопросы: обмен военнопленными, ранеными и прочее-прочее... Я звонил Владимиру Владимировичу и рассказывал, что мы одинаково ко всем относимся. Он это поддерживает. Люди — и украинцы, и россияне — они ведь воины. Кто-то ранен, кто-то еще чего-то... Всех желающих мы в больницу сразу, если срочно надо оказать помощь.
При этом речь идет не только про обмен военнопленными, но и про передачу тел погибших военнослужащих. По словам Александра Лукашенко, в этом вопросе украинцы доверяют только белорусам:
— Нас попросили россияне, украинцы. Мы это делаем. Надо будет — предложат еще.
Владимир Путин отметил, что ему хорошо известна позиция белорусского коллеги и всего народа, который стремится к тому, чтобы между Россией и Украиной быстрее наступил мир.
Полны решимости отстоять свои интересы
У президентов спросили и про санкционное давление Запада, будет ли как-то меняться текущая антисанкционная стратегия Союзного государства. Александр Лукашенко ответил так:
— Мы уже всё поменяли, что нам нужно было. Если перед нами закрыл кто-то дверь — в мире очень много открытых дверей.
И Россия, и Беларусь сегодня сделали очень серьезный разворот. Думаю, время пройдет, и мир еще оценит то, что сделано нами. Это было просто невозможно представить в начале 2020‑х годов. Тем не менее сделали. В нашем мире никому не удастся поставить нас на колени. Мы полны решимости отстоять свои интересы.
Белорусский лидер подчеркнул, что Россия — это кладезь полезных ископаемых и технологий. Но нужно время, чтобы окончательно всем сомневающимся доказать, что наши страны вместе способны на многое. А по поводу санкций переживать не стоит, убежден Александр Лукашенко:
— Санкции — это возможности. Думаю, и в России точно так, еще острее понимая этот вопрос, действуют. Мы рядом всегда были и будем.
«Это была бы силища»
Президент Беларуси вновь призвал Евросоюз отойти от конфронтации и сотрудничать с Россией:
— Им бы надо было не таскаться с нами лоб в лоб, а вместе быть.
Европейский союз и Россия. Вот эта мощь, если бы объединилась… Конечно, никогда, наверное, американцы не смогут допустить. Это страшно для них. Это страшнее, чем Китай, было бы. Если бы объединить, это была бы силища.
Комментируя недавнее торговое соглашение между США и Евросоюзом, Александр Лукашенко разделил точку зрения российского руководства, что это приведет к деиндустриализации Европы:
— Хотя это уже происходит у них, и продолжается этот процесс. Уничтожат Европу, Европейский союз. Как-то поговаривали, что такая цель у американцев тоже есть — ослабить этот центр силы.
Владимир Путин продолжил тему, отметив, что еще совсем недавно политологи и в политических кругах в целом говорили, что Евросоюз — экономический гигант, но политический карлик:
— Это не мои слова. Никого не хочу обидеть. Мы сами читали это в западных источниках. Но в современном мире это всегда было важно, а сегодня особенно: суверенитет играет ключевую роль в том числе и для экономического развития. Было ясно, что суверенитета у Евросоюза не так уж и много. Сегодня стало очевидно, что его нет вообще.