Белорусская система образования способна готовить конкурентные кадры для экономики
Во времена стремительных изменений и технологических прорывов качественное образование становится не просто важным, а жизненно необходимым условием для успешного развития общества и экономики. Новые технологии, такие как искусственный интеллект, виртуальная реальность и большие данные, трансформируют рабочие процессы и создают запрос на специалистов, обладающих актуальными знаниями и навыками. Это формирует дополнительные вызовы перед национальными системами образования.
По треку знаний
Стоит отметить, что система образования в Беларуси достаточно успешно справляется с поставленными задачами. Согласно рейтингу стран мира по индексу уровня образования ПРООН (United Nations Development Programme: Education Index) Беларусь в 2024 году заняла 40-е место среди 193 государств. Еще одним подтверждением этому может служить относительно высокий интерес к отечественному образованию со стороны иностранных граждан. Доля иностранных студентов и магистрантов в их общей численности в 2023-м составила 8,1 процента, что выше уровня Польши, Швеции и Италии (7 процентов), США (6 процентов) и Японии (5 процентов). Достаточно широкая и география экспорта данного вида услуг: в Беларуси обучаются граждане из 112 стран.На сегодняшний день можно выделить несколько ключевых инструментов для обеспечения качественного образования, отвечающего интересам общества и государства. Это активное внедрение цифровых технологий и оборудования в образовательный процесс, модернизация образовательных программ, обновление учебных планов на уровне высшего и среднего специального образования с фокусом на практикоориентированность.
На уровне общего среднего образования значительного прогресса удалось достичь в совершенствовании материально-технической базы и расширении практики использования электронных образовательных ресурсов: электронных учебников, онлайн-курсов, видеоуроков, интерактивных платформ для обучения и тестирования, а также в обеспечении доступа к высокоскоростному интернету в учреждениях образования. Это способствует созданию необходимой базы для развития инновационной экономики, ориентированной на профессии будущего на уровнях профессионально-технического, среднего специального и высшего образования. Современными учебным оборудованием и средствами обучения оснащено свыше 80 процентов учреждений, включая обеспечение учебных кабинетов и специализированных классов компьютерами, лабораторным оборудованием и другими ресурсами, необходимыми для качественного обучения.
Существенные изменения произошли за последние годы в системе среднего профессионального образования. В 2022-м все учреждения приведены к единой организационной форме — колледж. Скорректированы образовательные стандарты и программы. Внесены изменения в Общегосударственный классификатор Республики Беларусь «Специальности и квалификации» — введено 49 новых специальностей, подготовка по которым осуществляется в 118 учреждениях образования, реализующих программы профессионально-технического и среднего специального образования. Упор сделан на усиление практической составляющей образовательного процесса, налаживается взаимодействие учреждений образования с реальным сектором экономики в части организации учебной практики и соответствия подготовки специалистов требованиям работодателей. На системной основе осуществляется обновление учебной литературы и содержания учебных программ. В 2021—2023 годах сформировано 197 авторских коллективов, издано 202 национальных учебных издания общим тиражом 113,7 тысячи экземпляров.
На уровне среднего профессионального образования активно развиваются центры компетенций — структурные подразделения учреждений образования, которые концентрируют передовые образовательные и производственные ресурсы (технологии, оборудование) и обеспечивают к ним доступ обучающихся. В настоящее время функционируют 52 центра, где ежегодно проходят обучение около 30 тысяч человек. На их базе учащиеся получают практический опыт работы с современным оборудованием и методиками производства продукции.
По современным технологиям
На уровне высшего образования достаточно активно происходит открытие новых перспективных специальностей, востребованных экономикой. В 2024 году в Белорусском государственном университете информатики и радиоэлектроники был произведен первый набор студентов по специальностям «цифровой маркетинг», «электронное машиностроение», «киберфизические системы»; в Витебском государственном университете имени П. М. Машерова — по специальности «кибербезопасность»; в Белорусском государственном технологическом университете — «проектирование, строительство, эксплуатация беспилотных систем»; в Минском государственном лингвистическом университете — «цифровая лингвистика».Заметным новшеством последних лет стало введение дистанционного обучения как самостоятельной формы получения образования. В рамках расширения его возможностей созданы доступные в режиме онлайн электронные библиотеки и базы данных. Разработаны специализированные платформы для проведения онлайн-занятий, тестирования и общения между студентами и преподавателями, появились массовые открытые онлайн-курсы. Созданы центры дистанционного обучения при ведущих университетах страны, таких как БГУ, БНТУ, ГрГУ имени Янки Купалы и другие.
Образование через всю жизнь
В рамках реализации принципа «образование через всю жизнь», кратко отражающего давно ставшую жизненной потребностью необходимость приобретения новых знаний и навыков, значительное внимание уделяется системе дополнительного образования. На сегодняшний день программы дополнительного образования взрослых реализуют около 400 различных учреждений. Активно используются интерактивные формы обучения, проектные и другие методы и технологии, стимулирующие активность слушателей, формирующие навыки анализа информации и самообучения.Существенное развитие в рамках дополнительного образования получила популяризация технологий и инжиниринга среди детей и молодежи. Значимым событием стало создание в 2021 году Национального детского технопарка. Сегодня на его базе реализуются образовательные программы по 15 направлениям. В 2024/2025 учебном году в технопарке осуществляют обучение по 11 новым учебным программам и еще 28 подлежат обновлению в соответствии с последними тенденциями развития национальной экономики. Особое внимание уделяется проектному обучению, ориентированному на перспективные направления развития науки и производства. Ведется работа по расширению взаимодействия с реальным сектором экономики для оказания помощи в практическом применении разработок учащихся и построении дальнейшей профессиональной траектории.
Значительное внимание уделяется повышению привлекательности профессий технической направленности, включая инженерные, научные, математические. Уже на уровне школ учащихся приобщают к сфере технологий, поскольку совершенствование белорусской инженерной школы является в настоящее время одним из основных импульсов развития экономики. Особая роль в этом принадлежит STEM-образованию (сокращенное название от заглавных букв Science, Technology, Engineering, Mathematics) — модели, объединяющей естественные науки и инженерные предметы в единую систему. В ее основе интегративный подход: биологию, физику, химию и математику преподают не по отдельности, а в связи друг с другом для решения реальных технологических задач. Такой подход учит рассматривать проблемы в целом, а не в разрезе одной области науки или технологии. В STEM-центрах (классах) проводятся занятия, направленные на проектную деятельность учащихся. Например, только в школах Минской области на сегодняшний день функционирует более 48 STEM-центров (классов), где изучают программирование, образовательную и спортивную робототехнику, 3D-моделирование, аrt-дизайн, учатся управлять беспилотными летательными аппаратами, создают веб-приложения, видеосюжеты, мультфильмы, цифровую музыку и так далее.
Резюмируя изложенное, можно отметить, что на сегодняшний день ориентированность на технологическое развитие характерна для всех уровней образования Республики Беларусь, что делает национальную систему образования важнейшим компонентом экономического развития страны.