Эксперт — о том, как выстраивать систему подготовки кадров исходя из новых реалий и технологических вызовов

Внешняя реальность стремительно усложняется. Начиная от быта и заканчивая профессиональной деятельностью. Особенно если она так или иначе связана с инновациями. С одной стороны, есть потребность в глубоких научных знаниях по определенным узким направлениям, которым люди науки посвящают всю свою жизнь. С другой — все прорывные направления сегодня, по своей сути, являются междисциплинарными. Тот же нынче очень популярный искусственный интеллект, который вобрал в себя бесконечный спектр знаний в области физиологии, психологии, различных направлений математики, микроэлектроники… Кто будет решать эти разноплановые по ширине и глубине задачи? Как выстраивать систему подготовки кадров исходя из новых реалий и технологических вызовов? Причем не только молодежи, но в целом экономически активного населения? Об этом поговорили с советником генерального директора по научной деятельности и инновациям Научно-практического центра по материаловедению Национальной академии наук, кандидатом экономических наук, доцентом Александром Козловым. 

 

Универсальные ученые

— Сегодня очень актуальна тема не просто формирования человеческого капитала, а исходя из вызовов времени. Несомненно, необходимы новые компетенции для управления и обслуживания современными станками и автоматизированными линиями, но самое важное — выращивание интеллектуальных сил для решения новых задач. Сейчас и в науке, и в профессиональной деятельности преобладает узкая специализация. Объемы знаний настолько расширились и углубились, что уже очень сложно охватить весь их массив. Поэтому постепенно происходит дрейф по вектору, когда ученые и специалисты занимаются определенной проблематикой, но очень углубленно. Чтобы подготовить такого профессионала, нужно много времени и усилий: чуть ли не половина жизни уходит. И от этого тренда развития науки и инноваций очень сложно оторваться. 
 

Александр Козлов.
 
И даже открытия мирового уровня по узким направлениям сами по себе тяжело коммерциализируются и могут быть реализованы в конкретных изделиях и продукции. Современные прорывные решения (ИИ, беспилотный транспорт, новые системы коммуникаций и так далее) носят принципиально междисциплинарный характер, когда в одном проекте объединяется целое ожерелье инноваций из различных областей знаний. Поэтому, кроме четко направленных специалистов, важно готовить интеллектуалов с широким мировоззрением, генерирующих глобальные идеи, под которые потом будут отрабатываться отраслевые инновации. Образно говоря, сегодня мир инноваций двигают универсальные ученые, как во времена Возрождения, являющиеся одновременно и философами, и инженерами, и художниками, и химиками, и математиками… Гениями, безусловно, рождаются, но нужна определенная среда для реализации их возможностей. 
 

Будущее — за высокими технологиями и людьми, способными их создавать.
 
Альтернативный инструмент генерации новых идей — формирование коллективов (временных или постоянных, формальных или неформальных) из квалифицированных специалистов в различных областях знаний. Это что-то наподобие коллективного разума. Такой подход тоже работает, но требует создания определенной институционной среды, экосистемы инновационного развития. Как вариант такая атмосфера формируется в рамках стартап-движения, которое вбирает в себя интеллектуальные силы по широкому спектру направлений. Почему говорю именно про экосистемы, так как сама по себе идея может быть очень ценной и интересной, но нужны механизмы ее реализации: экономические расчеты, финансовые, привлечение инвестиций и их структурирование, оценка наличия производственной и технической базы… Только в этом случае у интересных и передовых концептуальных разработок есть шанс превратиться в реальный коммерческий проект. 

Институциональная среда очень важна и требует своих специалистов, которые могут обеспечить именно инновационный менеджмент. Советская наука, инженерная школа обладали огромным потенциалом, но механизмы внедрения разработок в определенный момент стали пробуксовывать. Поэтому немало инновационных идей, зародившихся в советских научно-исследовательских институтах, были потом реализованы в юрисдикции западных государств. Немало идей попросту перекупили вместе с учеными и исследователями. Необходимо эти недочеты прошлого учитывать в настоящем и понимать, что мало вырастить интеллектуальный капитал — нужна среда для его самореализации. В противном случае будет происходить отток умов. Особенно самых активных и амбициозных, что очень больно обходится экономике любой страны. 

Мотивация учиться

— Для развития интеллектуального капитала в самом широком его понимании необходимо выстраивать систему стимулов и мотиваций. Получение знаний любым путем: через высшее образование, последипломное, дополнительное, в рамках самосовершенствования и так далее, должно поощряться. Во-первых, материально. Исходя из общения с теми же молодыми учеными, могу констатировать: в части оплаты труда они ждут не только каких-то номинальных цифр в расчетных листках (хотя их важность тоже не стоит недооценивать), но и соблюдения принципов справедливости. Чем выше у человека уровень образования и интеллекта, тем значительнее должен быть его доход. К сожалению, в Беларуси еще этот вопрос до конца не отработан и труд не самой высокой квалификации ценится иногда если не выше, то сопоставимо с интеллектуальной деятельностью. На мой взгляд, это серьезный вопрос в части мотивации формирования человеческого капитала. 
 


Тема очень деликатная. Несомненно, требует очень детальной и аккуратной проработки. Тем не менее, как видится, нужен более широкий инструментарий в части стимулирования повышения образования и квалификации. Учеба — это тоже работа. И на самом деле достаточно серьезная и даже утомительная. Соответственно, люди должны получать за нее определенное возмещение. По моему мнению, важно выстраивать систему карьерного, должностного, зарплатного роста через повышение уровня квалификации. Вечных чемпионов не бывает. Чтобы удержаться на пьедестале, необходимо постоянно совершенствоваться.

И повышение профессиональных и интеллектуальных компетенций должно быть ключевым критерием конкуренции. Ведь иногда получается, что человек предпринимает какие-то усилия для роста, добивается желанной должности, а потом на ней застывает в развитии иногда чуть ли не на десятилетия. 

Не спорю: наличие диплома или сертификата об окончании тех или иных курсов не отражает глубину знаний. В некоторых случаях, не будем скрывать, процесс повышения квалификации или получение каких-то специальных дополнительных знаний носит в определенной степени формальный характер. Но это не значит, что от этого принципа необходимо отказываться. Наоборот, совершенствовать систему образования через всю жизнь. 
 


Посмотрите на IT-отрасль, которая реально конкурентоспособна в глобальном разрезе. В высокотехнологичных компаниях тренинги, семинары и другие обучающие мероприятия проводятся один-два раза в месяц. И не для галочки — они актуальны и охватывают практически всех сотрудников. И в большинстве фирм сложилась система, когда пересмотр должностных позиций или зарплаты происходит исходя не только из успехов в текущей работе, но и повышения уровня своих знаний. 

Источник

Теги: 
Обычная версия
Настройки
Шрифт
Roboto
Times New Roman
Размер
А
А
А
Межбуквенное расстояние
Нормальное
Среднее
Большое
Цветовая схема
Черным по белому
Белым по черному
X