Узнали, где и когда будет демонстрироваться белорусская продукция для зарубежных покупателей
Советом Министров утвержден план национальных выставок (экспозиций) Беларуси в иностранных государствах на этот год. Среди мероприятий — Национальная экспозиция на восьмой Китайской международной выставке импорта в Шанхае в ноябре и Национальная выставка Made in Belarus в Республике Экваториальная Гвинея в ноябре — декабре. Выставочным оператором выступает унитарное предприятие «Белинтерэкспо» Белорусской торгово-промышленной палаты. Где еще будет представлена белорусская продукция в этом году и какой экономический эффект дает предприятию участие в выставках, спросили у директора «Белинтерэкспо» БелТПП Натальи Кураш.
Задел на завтра
— Наталья Валерьевна, насколько успешным был 2024 год для «Белинтерэкспо»?
— В целом год для нас выдался неплохим. Даже удачным. Главный результат — поставленные перед нами задачи выполнены в полном объеме. При этом взяли для себя несколько новых проектов. И вышли на системность. Появились новые страны, в которых ранее никогда не были. Это, например, Саудовская Аравия и Танзания. Также мы усилились в Беларуси как застройщики стендов и разработчики выставочных, конгрессных концепций. Так, к примеру, мы поучаствовали как застройщики некоторых стендов в рамках выставки «Моя Беларусь», которая сейчас с размахом проходит в Минске.
Буквально недавно подводили итоги работы за четыре года. «Белинтерэкспо» провело 101 экспозицию за рубежом в 25 странах за это время. И если у нас было стабильно 22 мероприятия и примерно 10—15 стран, то в 2023 году мы вышли на 28 экспозиций. В 2024-м уже организовали 29 экспозиций в 18 странах. И самое главное — 27 выставок сделали без бюджетной поддержки.
— Что касается этого года, где будет представлена белорусская продукция?
— Для нас 2025-й начался, наверное, в октябре. Потому что первые экспозиции, на которых будут представлены белорусские предприятия, — это выставка «Продэкспо» в Москве и Gulfood в ОАЭ, они пройдут в начале года, и надо было заблаговременно готовить пул участников. И все метры, которые нам удалось забронировать на двух самых известных продовольственных выставках, были быстро проданы. Сейчас у нас активно идет уже формирование пула участников апрельских выставок.
Интересный регион Япония. В марте там пройдет выставка пищевой промышленности FOODEX Japan. Мы будем впервые участвовать в данном экспособытии. Организаторы нам подтвердили площади. Белорусские производители проявляют интерес к этому мероприятию. Есть хотят все, и покупать хорошую и качественную продукцию в первую очередь хотят высокодоходные страны.
Также в этом году будем организовывать участие белорусских предприятий в выставке пищевой промышленности и сельскохозяйственного машиностроения в Нигерии. Страна большая, населения много, и выставка многоотраслевая. Конечно же, у нас в работе Зимбабве, где мы желанный гость.
Кроме того, активно прорабатываем регионы Китая. В апреле планируем участвовать в многоотраслевой выставке в Хайкоу.
Впервые хотим попробовать принять участие в ежегодном инвестиционном форуме AIM Congress в ОАЭ. Мероприятие похоже на Петербургский международный экономический форум. Там у Белорусской торгово-промышленной палаты есть квоты на участие в пленарной части, а мы рассматриваем вариант участия в экспозиционной части. Сегодня этот конгресс позиционируется как один из ведущих. Поэтому сейчас работаем над концепцией, чтобы предложить оптимальное решение для предприятий, для себя и для организаторов.
Что касается новых регионов, то на июнь у нас запланирована экспозиция на выставке на Филиппинах. Новые рынки интересны тем, что мы на многих конкурентоспособны как по цене, так и по качеству продукции. И тем более всегда нужно помнить, что белорусская пищевая продукция хорошо разрекламирована и всегда пользуется спросом в тех странах, где большое количество населения. Поэтому мы планируем презентоваться на рынках Таиланда, Филиппин, Индонезии. Также прорабатывается проведение Национальной выставки Республики Беларусь в Экваториальной Гвинее.
Безусловно, будем принимать участие и в наших традиционных мероприятиях. Это выставка импорта в Шанхае, в которой Беларусь участвует каждый год.
Обоюдный интерес
— А по каким критериям выбираете регионы, где будут проходить выставки?
— В первую очередь мы работаем с нашими традиционными международными выставками, это выставки номер один, такие, например, как Gulfood. В ней в прямом смысле участвует весь мир, и она крайне популярна. При выборе выставки для размещения белорусской экспозиции обращаем внимание на участие как можно большего количества предприятий из разных государств. Что касается выбора страны, то в первую очередь мы смотрим на те рынки, которые на сегодняшний день наиболее перспективны и на которые Беларусь активно заходит. Это, безусловно, страны дальней дуги.
— Насколько эффективен инструмент выставки для предприятий, осваивающих новые рынки? Есть ли от них фидбэк?
— Хочу сказать, что участие в выставке в новом регионе даже с отрицательным результатом — это тоже результат. По одной простой причине: ты воочию видишь, на каком рынке твоя продукция не востребована, и тем самым экономишь большие деньги. Не секрет, что крупные компании, прежде чем зайти на новый рынок со своим продуктом, сначала заказывают маркетинговые исследования. Если это хорошая международная консалтинговая компания, цена вопроса высока и время подготовки достаточно долгое. И все это очень затратно.
Поэтому на выставке всегда можно посмотреть, зайдет ли твой продукт и конкурентен ли он по цене. И уже на месте сориентироваться, как действовать дальше и стоит ли вообще работать в этом направлении. Также не следует забывать, что на выставках всегда проходят многочисленные переговоры. И на них в основном заключаются контракты и налаживаются партнерские связи.
Что касается фидбэка, то он, безусловно, есть. Но по понятным причинам все коммерческие тайны раскрывать не буду. Бизнес любит тишину. Назову лишь одну цифру. По той информации, которую мы получили от компаний, принявших участие в прошлом году в наших выставках, суммы заключенных контрактов достигли миллиарда рублей. Так что белорусская продукция востребована во всем мире. И на международных выставках, в которых принимает участие наша страна, многие специально идут на наши стенды. Ведь бренд Made in Belarus — это гарантия высокого качества и доступная цена.
Имиджевый проект
— В этом году в Минске в новом выставочном центре пройдет «ИННОПРОМ. Беларусь». Как идет подготовка к этому важному мероприятию и что покажут предприятия посетителям?
— Для Беларуси это будет гостевая выставка. Основная экспозиция «ИННОПРОМ» проходит ежегодно в Екатеринбурге, а гостевые уже проводились в Ташкенте, Астане. Теперь же очередь Минска. Буквально перед Новым годом в Минском международном выставочном центре мы провели первую встречу с организаторами. Наши партнеры имеют также большой опыт участия в различных выставках в России, в странах СНГ и др. Они дали очень высокую оценку этому комплексу. В нем можно проводить международные выставки и форумы высокого уровня.