Замминистра труда и соцзащиты — об основных трендах профилактики производственного травматизма

 

Пока в мире нет ни одной страны, где бы смогли полностью исключить несчастные случаи на производстве. Но стремиться к этому нужно. Концепция нулевого травматизма, которую с 2019 года внедряют и в Беларуси, уже получает надежную прописку в отдельных районах или на предприятиях. Об основных трендах в сфере охраны труда рассказал «СБ. Беларусь сегодня» заместитель министра труда и социальной защиты Игорь Старовойтов.

Насколько успешно в нашей стране реализуется Концепция нулевого травматизма?
 
— Производственный травматизм и профессиональные заболевания не являются неизбежными. У них всегда есть причины, и создание эффективной системы профилактики позволяет их устранить. Основная цель концепции — вовлечь работников в обеспечение безопасных условий. 
Для этого во всех организациях страны с численностью сотрудников более 16 человек внедряются современные системы управления охраной труда. Сейчас они внедрены в 91 проценте организаций. К концу 2025 года такие системы должны быть везде.
Еще одна важная и эффективная мера профилактики — проведение на территориальном уровне недель нулевого травматизма. За прошлый год не только в течение этих недель, но и на протяжении всего года в семи районах: Россонском, Ветковском, Кормянском, Чечерском, Свислочском, Крупском и Костюковичском — не было ни одного пострадавшего на производстве. Выходит, нулевой травматизм реален.
 
— Сокращается ли в стране количество работающих в опасных и вредных условиях?
 
— Да. С 748,2 тысячи до 739,3 тысячи работников (по состоянию на 1 января этого года по сравнению с годом ранее). Конечно, замена оборудования и технологий (благодаря чему достигается результат) — это длительный и затратный процесс, поэтому добиться резкого сокращения сложно. Но в организациях, подчиненных министерствам связи и информатизации, транспорта и коммуникаций, энергетики, количество травмированных существенно уменьшилось.
 
— Для каких отраслей проблема травмирования на производстве наиболее актуальна?
 
— Самые травмоопасные отрасли — промышленность, сельское хозяйство и строительство. На долю промышленности приходится 30 процентов от общего числа травмированных и почти 20 процентов погибших. В сельском хозяйстве — 23,8 и 22 процента, в строительстве — 12 и 19 процентов соответственно. Суммарно это более 60 процентов от травм и смертей на производстве.
 
Благодаря усилиям органов госуправления, нанимателей и профсоюзов травмируемых на производстве становится меньше. В 2022 году — 1781 пострадавший, что на 5 процентов меньше, чем годом ранее. Что касается числа погибших, то оно осталось на прежнем уровне — 132 человека.
 
— Кто чаще травмируется и почему?
 
— Основные причины производственного травматизма связаны с тем, что работодатели и работники не соблюдают требования охраны труда. Причем это характерно для организаций любой формы собственности.
 
По вине потерпевшего в прошлом году произошла треть несчастных случаев. По вине нанимателя, когда он не обеспечивает безопасные условия труда, — 12 процентов. В каждом десятом случае вина обоюдная. А примерно 45 процентов приходится на иные причины: например, человек попадает в ДТП в рабочее время или находясь в командировке.
Статистика прошлого года показала, что травмируются на производстве чаще всего водители, слесари, животноводы и подсобные рабочие. При этом несчастный случай с водителем происходит, как правило, не во время вождения машины, а когда он ее ремонтирует.
Там, где используется ручной труд, риска больше. Поэтому механизация и автоматизация технологических процессов помогают в профилактике. Например, одна из наиболее опасных профессий — вальщик леса. Чтобы повысить безопасность, в организациях системы Минлесхоза и концерна «Беллесбумпром» планомерно переходят на машинную заготовку древесины. Благодаря этому в прошлом году, объявленном годом безопасного труда в лесном хозяйстве, смертельный травматизм сократился вдвое.
 
— Какие цели в охране труда ставятся в ближайшей и долгосрочной перспективе?
 
— Очевидно, что надо перестраивать организацию работы по охране труда. Следует переходить от реагирования на несчастные случаи на производстве к оценке профессиональных рисков и выработке мер по их устранению или минимизации. То есть нужно шире применять принципы, заложенные в Концепции нулевого травматизма.
 
Следующий вопрос — повышение экономической заинтересованности субъектов хозяйствования в соблюдении норм охраны труда. Нужно менять систему обязательного страхования от несчастных случаев на производстве. Работаем в этом направлении совместно с Минфином и Белгосстрахом. Хотим добиться, чтобы разбежка по величине взноса для организаций, которые соблюдают нормы охраны труда и которые допускают нарушения, была более значимой. То есть тот, кто усердствует и добивается успехов в профилактике травм, должен взносов уплачивать меньше.
 
Также предстоит усовершенствовать правила по охране труда для различных видов экономической деятельности. В ближайшей перспективе необходимо пересмотреть более 100 нормативных документов. Предварительно будет проведен анализ производственного травматизма. И в тех отраслях, где фиксируется более высокий уровень, правила скорректируют в первую очередь. Планируем уйти и от дублирования нормативных актов.
 
ЦИФРА
 
За последние 20 лет производственный травматизм сократился в 3 раза, а смертельный — практически в 2 раза.
 
Теги: 
Обычная версия
Настройки
Шрифт
Roboto
Times New Roman
Размер
А
А
А
Межбуквенное расстояние
Нормальное
Среднее
Большое
Цветовая схема
Черным по белому
Белым по черному
X