Круглый стол в «СБ»: феномен развития Беларуси под руководством Александра Лукашенко

Вместе со своим народом

Тридцатилетие института президентства — знаковая веха в истории суверенной Беларуси. Народный выбор 1994 года стал историческим, поскольку люди доверили свои надежды и ожидания человеку, который обещал начать новую эпоху — развития и процветания молодого суверенного государства. Ныне, спустя три десятилетия, можно сказать, что выбор белорусов был оправдан. Александр Лукашенко стал символом ответственности и стабильности в политической жизни государства, он сделал Беларусь более видимой на мировой арене и обрел широкую поддержку как внутри страны, так и за ее пределами. Чем еще запомнилась та электоральная кампания и что она показала? Свои ответы на эти вопросы предложили в ходе круглого стола в редакции «СБ. Беларусь сегодня» председатель Постоянной комиссии Совета Республики по законодательству и государственному строительству Михаил Русый; депутат Палаты представителей Национального собрания восьмого созыва, генеральный директор Национальной библиотеки Беларуси Вадим Гигин; член Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов (1992 — 1996), председатель комиссии (1996 — 2021) Лидия Ермошина; председатель Могилевской городской организации Белорусского общественного объединения ветеранов, депутат Верховного Совета 12‑го созыва, депутат Палаты представителей Национального собрания 2‑го созыва Зинаида Пенькова; трижды кандидат в Президенты Беларуси, председатель Либерально-демократической партии Беларуси в 1995 — 2019 гг. Сергей Гайдукевич.
 
 
Как «выращивание белорусской демократии» чуть не погубило страну и предопределило волю народа в 1994 году

«Время выбора»: как «выращивание белорусской демократии» чуть не погубило страну. Часть 2

Разные пути — разные результаты

«СБ»: Летом 1994 года Беларусь и Украина выбирали Президента. В нашей стране фаворитом первого тура с большим отрывом стал Александр Лукашенко. Он же победил и во втором с показателем в более чем 80 процентов. Тем временем проходившие в Украине президентские выборы закончились поражением «беловежского зубра» Леонида Кравчука. Однако после выборов обе страны пошли по совершенно разным путям. Киев сделал ставку на национализм, Минск — на консолидацию. Результат: под руководством Главы государства наша страна развивается на основе интересов народа, своих традиций и собственной истории. В Украине же идет война, страна разворована и фактически развалена при участии коллективного Запада. Симптоматичное распутье, не так ли?
 
В. Гигин: Середина девяностых годов — время значимое, когда практически на постсоветском пространстве везде и в некоторых социалистических странах Восточной Европы осознали негативные последствия развала Советского Союза и нашей общей системы. Тогда во многих странах было стремление выстроить новую систему в соответствии со своими традициями и правилами. Но далеко не у всех хватило на это сил. Во многих государствах тогда побеждали социалисты, люди, связанные с институтами, которые существовали до 1991 года, однако, пожалуй, только Беларуси удалось народный порыв реализовать в полной мере. Почему? Здесь совпало несколько обстоятельств. Конечно же, это личность нашего лидера Александра Лукашенко, который шел во власть не просто под лозунгами, а искренне веря в необходимость борьбы с коррупцией, выстраивания государства для народа, ухода от бессмысленной партийной борьбы и решения актуальных насущных задач, реализации союзнического проекта с Российской Федерацией и целого ряда других вопросов, осуществление которых позволяло добиться гражданского мира. К сожалению, если мы будем сравнивать с тем же Леонидом Кучмой, многими другими лидерами стран Восточной Европы, которые где-то порой под схожими лозунгами шли, — они выбрали комфортное существование себя в этой политической среде, а не воплощение тех обещаний, которые они давали избирателям.  
И это выгодно отличает Александра Лукашенко от других лидеров стран. Поэтому, народ на протяжении вот уже тридцати лет оказывает ему доверие в качестве Президента нашей страны.  
Еще важный аспект. Политологи зачастую употребляют термин «революция Лукашенко». Знаю, что сам Президент не очень любит такое определение. Но изменения, которые произошли в Беларуси, действительно носят фундаментальный характер. И в том числе потому, что Главой государства фактически был поставлен решительный и принципиальный заслон всяческой скверне извне, которой пытались наводнить нашу молодую независимую страну. Я и про радикальных непрошеных гостей (вспомним УНА-УНСО и перевернутые его боевиками милицейские машины на минских улицах в 1996‑м), и про деструктивные всевозможные НКО, включая Фонд Сороса, и про забывших постулаты Венской конвенции западных дипломатов. И если Леонид Кучма, находившийся хронологически на одних стартовых позициях с Александром Лукашенко, не сделал ничего для предотвращения вакханалии в своей стране, то наш национальный лидер сделал для этого все. Нам был уготован путь Украины или Прибалтики, то есть втягивания в антироссийские схемы и комбинации, расхищения народного хозяйства, разгула неонацистской идеологии, олигархизации. Александр Лукашенко не дал реализоваться этому сценарию.  
За 30 лет в Беларуси построено суверенное и независимое государство для народа. У нас сформирована собственная модель народовластия. Можно еще перечислять и перечислять достижения периода президентства Александра Григорьевича. Все они стали возможны благодаря соработничеству Главы государства и самого народа. Что такое Беларусь эпохи Лукашенко? Давайте скажем честно: лучшее время за всю историю отечественной государственности.
 
Вадим Гигин:

— Восприятие президентства как миссии — это черта Александра Лукашенко. И она его выгодно отличает от некоторых других политических деятелей. Не секрет, что в современных либеральных концепциях политическую сферу, в том числе президентство, воспринимают как менеджмент, как нанятых управленцев. Такое восприятие ни к чему хорошему не приводит.
 
 
Л. Ермошина: Более того, избирательную кампанию 1994 года по праву можно назвать избирательной кампанией надежды. Дело в том, что Беларусь в годы перестройки и последние годы с момента обретения независимости жила очень сложно: неработающие предприятия, бандитизм, рэкет, коррупция, сумасшедшая инфляция. Население от этого устало. Поначалу все были в эйфории, когда с утра до вечера смотрели заседания Парламента. А потом, когда оказалось, что нечего есть и негде работать и тебя могут в любой момент убить, вот тогда население захотело сильную власть. Выборы Президента в 1994 году стали выборами, с которыми граждане связывали надежду на лучшее будущее. Поэтому они проходили достаточно активно и с позитивным настроением. Как мы знаем, в это же время проходили президентские выборы в Украине. Почему у них так произошло и они пошли по иному пути? Думаю, наверное, потому, что выбор был не очень удачный у украинского народа. Украинцы сделали выбор в пользу человека, которого знали по партийной работе. Зачастую у нас так избирали депутатов: известен человек — отдадим за него голос.
 
М. Русый: У нас ситуация была несколько иной. Среди кандидатов был молодой политик Александр Лукашенко. Многие зададутся вопросом, что же прельщало людей в нем? Он был молодой, у него была своя четкая позиция, которую он высказывал, будучи депутатом. Люди, наблюдая за его выступлениями в прямом эфире, видели, что это человек, который не лезет за словом в карман и говорит правду такой, какая она есть. Обрисовывает ситуацию и задает правильные вопросы, предлагая адекватные и верные решения проблем. У него было свое видение ситуации, понимание происходящего и решительность действовать во благо людей. К тому же он был выходцем из народа, который понимал, по каким стратегическим направлениям стоит двигаться. Глава государства изначально заявил, что страна должна быть самостоятельной и независимой, со своими подходами и выбором. Люди это видели и доверили ему управление нашим государством. За короткий период Беларусь под руководством Президента, а первые пять лет были особенно тяжелыми, поскольку ознаменовались постоянной борьбой с разного рода проблемами и обстоятельствами, стала красивым, сильным, мощным, самостоятельным государством. Сегодня мы имеем страну со своим менталитетом, страну, которая сохранила производства и предприятия, интеллектуальную составляющую. Александр Григорьевич не дал разграбить Беларусь, благодаря чему мы имеем весомые результаты и развиваемся, двигаясь в правильном направлении.
 
С. Гайдукевич: А я бы хотел заметить, что президентская кампания не начинается в момент своего проведения. Так вот, Александра Григорьевича Лукашенко я знаю с начала 90‑х. И не просто знаю — хорошо знакомы. Александр Григорьевич был весьма политически активен, я тоже. В то время шли бурные политические процессы. В Беларуси был создан БНФ «Адраджэнне» — общественная организация под флагом Чернобыля. Это была относительно небольшая группа в Верховном Совете, но очень активная. Они блокировали собой микрофоны в Парламенте, пропагандировали полный отказ от союза с Россией и даже продвигали идею трех паспортов по национальному признаку. В такой обстановке в 1992 году мне удалось объединить 28 политических партий и общественных движений в беспрецедентный по мощи и влиянию политический блок «Народное движение Беларуси» и стать председателем его координационного комитета.  
В сентябре 1993 года нами был организован первый Конгресс народов Беларуси, ставший по сути прадедушкой наших нынешних Всебелорусских народных собраний. И именно на нем в 1993‑м состоялось знаменитое выступление Александра Лукашенко — в нынешнем концертном зале «Минск», который был просто переполнен! И после того как Александр Григорьевич выступил на том конгрессе, думаю, только у идиота не было понимания, что это — будущий Президент. 
Именно тогда — а не потому, что он возглавлял антикоррупционную комиссию в Верховном Совете, высказывал претензии спикеру, как это преподносят некоторые, кому это очень выгодно. Могу сказать твердо и определенно. По своим возможностям, по способности координировать действия, по своим качествам он — лидер. Он не занимал должности, был просто народным депутатом, но его политический вес, его харизма были выше, чем у каждого из нас, как бы кому-то ни хотелось иначе. И об этом надо говорить и в дни 30‑летия президентства, и всегда.

Поняли это и его недруги — и потому посыпались палки в колеса. Пытались внести даже поправки, позволяющие баллотироваться в Президенты лишь по достижении кандидатом 40 лет (Александру Григорьевичу к моменту выборов было 39 лет). Но все оказалось тщетным. Более того, я по-прежнему убежден, что в ходе первых президентских выборов он выиграл уже в первом туре. А во втором просто закрепил свою победу.
Лидия Ермошина:

— Александр Лукашенко для белорусского народа стал человеком, с которым наши люди связывали надежду. Он был популярен в народе и с точки зрения политики, где он был не новичок. С другой стороны, это был человек не из истеблишмента, он был выходцем из народа.
 
З. Пенькова: Вся электоральная кампания тех лет проходила практически на моих глазах — как депутата Верховного Совета. И народ видел: есть человек, который противостоит тому, что в итоге могло разорить страну. Сделать малое число людей очень богатыми, а остальных — чрезвычайно бедными. Одним из кандидатов в Президенты был председатель Совмина Вячеслав Кебич. Но доверие к нему с каждым днем уменьшалось из-за удручающего хаоса в экономике. Да и в политической жизни благополучия не наблюдалось. За 12‑й созыв в Верховном Совете поменялось три председателя. Каждый привносил свой вектор движения. После 1994 года ситуация стала меняться просто кардинально. Вскоре Беларусь стала получать и признание на международной арене как равноправный игрок. Была и свидетелем, и участником тех событий. Спустя несколько лет после выборов на сессии ПАСЕ рассматривался «белорусский вопрос». Основному докладчику, который рассказывал об отсутствии у нас демократии, о том, как у нас все плохо, вторил Винцук Вечерко. Затем на трибуну поднялась я. Говорила о нашем белорусском народе, его трудолюбии, прекрасной молодежи. Закончила выступление — и тишина. Успела подумать только, что не так сказала. И тут все собравшиеся подхватываются с мест и аплодируют мне стоя. В том числе и тот докладчик, что чуть ли не грязью Беларусь поливал. Присутствовавшие там Рогозин, Зюганов кричали мне «молодец». От нахлынувших чувств на глаза слезы навернулись. С выбором народа, поддержавшего молодого политика, стали считаться в мире.
 
Зинаида Пенькова:

— Поначалу к молодому политику Лукашенко отношение было осторожное — мол, получится ли все у него, если станет у руля страны? Получилось! Благодаря тому что Александр Григорьевич не только прекрасно знал экономику. Еще потому, что, будучи сам из народа, прекрасно понимал, что народу нужно.
 

Народ видел политика-реалиста

«СБ»: Опросы накануне выборов, которые напечатала газета «Советская Белоруссия» в 1994 году, показывали: 57,7 процента респондентов считали, что Президентом должен быть человек, который прежде всего будет заниматься экономикой. В чем, на ваш взгляд, причина столь пристального внимания Президента Беларуси к экономической сфере тогда и сейчас.

С. Гайдукевич: Я бы сказал, что выступления Лукашенко и в 1992 году, и в 1993‑м по сути своей были обращены к людям! Не к экономике как таковой, а к людям, к их экономическому положению. Это его слова: «Я не допущу, чтобы было ухудшение», «Я разберусь, какие чиновники и где что понастроили».  
Его знаменитые тезисы привлекли людей, у него был электоральный успех именно потому, что он апеллировал не к политическим партиям и элитам, а к людям!  
А что касается экономической составляющей, то она как раз и вытекает из такой позиции. Если человек апеллирует к людям, хочет, чтобы они лучше жили, как тут без экономики обойтись? И надо сказать еще об одном колоссальном достижении Лукашенко, что также нужно всем понимать: он не отдал никому ни наши знаменитые крупные предприятия, ни что-либо менее серьезное. России надо было пройти двадцать с лишним лет, чтобы понять, что все нужно производить самим, а у Лукашенко за эти три десятилетия накопилось множество примеров изначального укрепления белорусской экономики. И это объективная железная правда. В этом и есть суть его политики, в том числе экономической: забота о людях и приоритет государственных интересов. Сколько ерничания было в западной и оппозиционной печати по поводу проводимых Президентом совещаний по сбору урожая, производству той или иной техники! Подобного не практиковали лидеры других стран. Но время показало, что прав оказался именно он.

Сергей Гайдукевич:

— Лукашенко пришел исторически! Он был подготовлен, пользовался авторитетом. А после Конгресса народов Беларуси 1993 года его увидела вся политическая элита страны. И я четко понял: среди нас есть лидер.

М. Русый: А я бы все-таки заметил, что основа жизни любого государства, народа, семьи — экономика. Она включает в себя такие понятия, как нормальные условия для жизни, рабочие места и достойная заработная плата, создание производств, которые крайне необходимы внутри страны и пользуются спросом на внешних рынках. Эти вопросы Глава государства поднял в 1996 году на Всебелорусском народном собрании. Тогда Александр Григорьевич поставил перед властями и народом ряд вопросов, обрисовав три основных направления — продовольствие, экспорт и жилье. Жизнь показала: тактика была выбрана правильно. Президент понимал, что нужно накормить страну. Многие тогда критиковали, говорили, что закопали семена в землю. Но, если бы мы этого не сделали, не получили бы хлеб. Благодаря сельскохозяйственной отрасли мы развивали и развиваем ряд направлений. То есть, вложившись в один вагончик, белорусский лидер потянул целый локомотив. Мы сохранили производство сельхозтехники, промышленность, химическую и нефтеперерабатывающую отрасли. Обеспечивая население жильем, мы сохранили предприятия, занимающиеся производством стройматериалов и строительством домов. Опять же, получая жилье, человек идет покупать мебель, телевизор, холодильник. То есть, находя в каждом из секторов главное звено и поддерживая его, мы развиваем другие отрасли. Что касается экспорта — нужно понимать, что это деньги для государства. Еще в 1996 году Президентом на ВНС была поставлена задача поддержки экспортно ориентированных предприятий. И мы видим финансовый положительный результат от этих решений. В том числе поэтому 30 лет назад наши люди поддержали действующего Президента. Народ видел лидера! Лидера, благодаря которому наша страна сегодня имеет все лучшее. Ведь, вспомните, сколько дебатов и споров шло в девяностые, когда рыночные бизнесмены, приходя к власти, чуть не требовали распродавать предприятия, фабрики. Но Глава государства не дал этого сделать и растащить страну, продать за копейки крупные предприятия. Мы сохранили все лучшее и сегодня производим технику и продукцию, которая не просто соответствует мировым стандартам, а превосходит их. И все это сделано руками белорусов. Оглядываясь назад, видишь экономическую эффективность от принятых решений. Есть нормальные рабочие места, люди имеют возможность работать и зарабатывать, обеспечивать своих детей нормальным образованием и помогать им. Если бы у меня была возможность вернуться на 30 лет назад, я бы снова также поддержал Александра Лукашенко и встал с ним в один строй! Единственное, более качественно работал бы, потому что, конечно, где-то мы ошибались, принимая решения. Но мы понимали, что, если не принимать решения, это будет путь в никуда. Мы выстояли и смогли достичь такого уровня, что сегодня белорусы живут так хорошо, как никогда раньше не жили. Все это стало возможным в том числе благодаря грамотной экономической программе развития.
Михаил Русый:

— Если бы в 1994 году белорусский народ не выбрал Александра Лукашенко, любой иной из кандидатов, участвовавших тогда в предвыборной гонке, привел бы к тому, что была бы страна, но не было бы государства. Не было бы независимости, мы попросту стали бы придатком. В этом принципиальное отличие той электоральной кампании.
З. Пенькова: Тем более что в 1994‑м экономика была фактически развалена. И Александр Григорьевич прекрасно понимал: если не исправить ситуацию, какие социальные гарантии можно предоставить людям? Да никаких. Уже тогда Президент старался обуздать инфляцию, ограничить рост цен, хоть это и было чрезвычайно трудно. И была представлена программа вывода экономики из кризиса. Фактически это был список мер, реализовав которые можно было бы удержать страну от развала. Президент не единожды подчеркивал: именно от народного хозяйства, развития всех отраслей зависит качество жизни каждого конкретного жителя страны. И на протяжении десятилетий стремился сделать все для этого. Это удалось. Мы прекрасно помним, какой была Беларусь в начале 90‑х прошлого столетия, и видим, какой стала сейчас. Разница огромная.  
Из частных наблюдений: сразу после выборов некоторые в соседних странах чуть не смеялись — мол, «руководителя себе «от сохи» выбрали». Но прошло буквально несколько лет, как те же самые «насмешники» начали не без зависти говорить: «Нам бы такого Президента, как в Беларуси». 
В. Гигин: 
Президент постоянно подчеркивает, что в основе национальной безопасности всегда должна лежать экономическая сфера, потому что на экономике завязаны очень многие процессы. 
И не зря один из выдающихся мыслителей мира за все время существования Карл Маркс экономику обозначал как базис общества. Экономика позволяет удовлетворить непосредственные потребности людей. Ну и кроме того, она создает ресурсы для решения вопросов в других сферах. Мы не можем говорить, что для жизни человека менее значимы культура, гуманитарная составляющая, военная безопасность, но деньги на реализацию этих целей, которые ставятся в данном направлении, отдает именно экономическая сфера. Поэтому Глава государства на протяжении 30 лет и обозначает ее важность.

Л. Ермошина: Хочу добавить, Глава государства абсолютно здраво рассуждает как человек, пришедший во власть из реального сектора экономики, что прежде всего народу нужна экономическая стабильность. Сначала необходимо думать об основных правах — о праве безопасности, о праве на жизнь, нормальное и разумное существование, а потом заниматься некими иными вопросами в высоких сферах. Образование Главы государства — историка, основанное, как и у всех в советские времена, на классиках марксизма и ленинизма, говорит о том, что первичным является базис и только вторичным — надстройка.  
Поэтому Глава государства работал и работает над базисом. Все это является показателем политики Александра Григорьевича как реалиста. 

Сила национального лидера

«СБ»: Если подытожить. Какую роль сыграл институт президентства в развитии белорусского государства и как можно оценить пройденный за 30 лет путь?
 
Президент Александр Лукашенко во время посещения ПО «Белкоммунмаш», г. Минск, июнь 1995 г.

Л. Ермошина: Роль института президентства вообще невозможно переоценить. Если бы не было института президентства или это был Президент, не являющийся Главой государства, как это происходит в парламентских государствах, когда все решает парламент, мы бы, наверное, жили по-прежнему очень сложно. Не было бы сильной центристской власти, и, как следствие, невозможно было бы решить многие глобальные проблемы, которые решаются именно Главой государства. Коллективное руководство может выглядеть очень демократично, но, с другой стороны, это руководство, где никто и ни за что не отвечает. Население ждет следующих выборов, досрочно их требует, но ничего не меняется, потому что во главе стоит некий коллективный Президент. Наличие центристской власти и сильной, порядочной, справедливой фигуры Александра Лукашенко позволило нашей стране преодолеть уже в девяностые такие ужасающие явления, как рэкет и коррупция.  
С приходом к власти белорусского лидера у населения появилась очень четкая уверенность, что государство заботится о своей безопасности. Вместе с тем наступило время развития экономики. Поэтому можно сказать, что институт президентства спас нашу страну. 
Думаю, что, если бы не произошел референдум 1996 года, когда были усилены полномочия Президента, в стране по-прежнему оставались бы сложности. В этой связи стоит отметить, что всегда нужно в увязке рассматривать и выборы Главы государства в 1994‑м, и референдум 1996 года, который усилил полномочия Президента.

В. Гигин: Я бы заметил, что институт президентства в президентских республиках в принципе является ключевым моментом для любой политической системы с существующей сильной президентской властью. Это политологический закон. В нашей стране он действительно является основополагающим, поскольку Конституция Беларуси, воля народа именно на Президенте концентрируют ключевые властные полномочия. Если народ является источником власти, то Президент эту власть распределяет, осуществляет, контролирует исполнение народом. Это и институциональная функция президентской власти. Мы никуда не уйдем от личностных качеств Александра Григорьевича, который глубоко воспринимает данное избрание белорусским народом как свою жизненную миссию. Именно так он и поступает. Здесь хочу обратить внимание на интервью, которое он 3 июля дал корреспонденту RT Константину Придыбайло, говоря о президентстве как о высочайшей ответственности. Когда ты засыпаешь и просыпаешься только с одной мыслью: как соответствовать этому высокому уровню доверия, которое оказал тебе народ.  
Восприятие президентства как миссии — это черта Александра Лукашенко. И она его выгодно отличает от некоторых других политических деятелей. Государство — это не бизнес-корпорация, а общество — это не частная фирма. Именно восприятие президентства как служение народу является тем ключом, который позволяет добиваться успехов. 
Все зависит от таланта, способностей конкретного человека. И нам повезло, что у руля нашей страны стоит именно такой человек, который ответственен, который воспринимает свое избрание как миссию. И человек творческий, для него власть — это, если угодно, мастерская, где он творит, где он воплощает свои идеи в жизнь.

З. Пенькова: Скажу так. Когда молодым людям рассказываешь о нашей прошлой жизни — временах дефицита, когда хлеб не всегда можно было купить, — они не верят, что мы действительно так жили. Но это ведь было. И только благодаря жесткой вертикали власти, созданной Президентом, осталось в воспоминаниях. Не буду говорить о достижениях в медицине, образовании. Все они стали возможны благодаря тому, что экономика развивается. А страна сохранилась — спокойная, мирная. Скажу откровенно: рада, что народ не ошибся и избрал себе в руководители того человека, который всю жизнь работает ради блага людей.

С. Гайдукевич: И будет работать, очень надеюсь, и впредь. Я очень бы хотел, чтобы в 2025 году Александр Григорьевич пошел в президентскую кампанию. Иного человека на этом посту я попросту не вижу — и очень надеюсь, что в 2025‑м увижу его кандидатом в Президенты. А если говорить об оценке — давайте посмотрим на несколько факторов. Первое — промышленность. Все сохранено и умножено. Построены новые предприятия и дороги. Глубоко модернизированы наши НПЗ. То есть те главные, структурные элементы нашей экономики Александр Лукашенко сберег и усилил. Пусть найдется тот, кто скажет обратное. А ведь это основное. За что ему честь и хвала. Второе — развитие страны, которому завидовали и продолжают это делать многие из наших соседей. Вспомните не раз звучавшее в той или иной форме «нам бы вашего Лукашенко!». Третье — он никогда не менял своих приоритетов. Как, кстати, и я, что нас во многом и сблизило с Александром Григорьевичем. В нынешнем мире это крайне важно: посмотрите, сколько политиков сегодня переобуваются в воздухе! Последний пример — Макрон… А здесь мы видим, что Президент, три десятилетия пробывший на высоком посту, вопреки конъюнктуре и прочим интересам, имел свою точку зрения, имел видение стратегических вопросов. И никогда этому не изменял!

М. Русый: Главу государства по праву ассоциируют с рачительным хозяином.  
Сделав свой выбор в пользу Александра Лукашенко, белорусы получили прекрасного руководителя, управленца, который любит народ и землю, уважает граждан страны. С одной стороны, мы получили жесткого и рачительного управленца, а с другой стороны — доброго. И это удивительно, как в одном человеке сочетаются два таких правильных качества. 
Посмотрите, сколько мирных инициатив за эти годы было предложено белорусским лидером. Именно у нас были подписаны Минские соглашения, ставшие историей. Несмотря на санкции и давление извне, мы выстроили свой путь, по которому идем, не оглядываясь ни на кого. Нас пытаются удушить экономически, а мы, невзирая на санкции, благодаря нашим людям находим решения по импортозамещению и развиваем новые направления. Отдельно хочется отметить стиль нашего Президента. Вспомните, сколько нас критиковали во времена пандемии коронавируса. Глава государства поступил тогда очень смело, не остановив производства и не посадив людей по домам. Если бы мы это сделали, страна рухнула бы. Но мы вновь выстояли.

На протяжении многих лет мне довелось работать рука об руку с Президентом. И из личных наблюдений могу сказать, что это человек, который видит все на 10 — 15 лет вперед. Ведь сколько говорилось о переходе на расчеты в единой валюте за энергоносители, единой промышленной и аграрной политике, энергетической системе. Да, мы пришли к этому, но белорусский лидер предвидел это еще тогда. Он не отдал страну, когда нас пытались наклонить и поработить.  
И в этом сила нашего национального лидера и страны! Как истинный Батька он защищает свой народ, свою землю, свою страну. И институт президентства в этом сыграл решающую роль.
 

 

ОНИ И МЫ

Карма истории

В том же номере «Советской Белоруссии», в котором сообщалось о победе Александра Лукашенко на выборах-1994, была размещена заметка «Пал второй беловежский зубр» — про результаты президентских выборов в Украине, неутешительные для Леонида Кравчука, одного из подписантов вискулевского решения. Спустя годы, как известно, фактически пала и Украина — в пропасть коррупции, национализма, радикализма, «европейских ценностей».
 
 
 
 
Источник: sb.by

 

Теги: 
Обычная версия
Настройки
Шрифт
Roboto
Times New Roman
Размер
А
А
А
Межбуквенное расстояние
Нормальное
Среднее
Большое
Цветовая схема
Черным по белому
Белым по черному
X