Заслуженный учитель Беларуси — о системе образования и отличии нынешней вступительной кампании от предыдущих

Белорусская система образования выстроена уже давно. Но поскольку жизнь не стоит на месте, она тоже меняется. Кодекс об образовании не является застывшим документом, в нем появляются нормы, вызванные требованиями современных реалий, отмечает депутат:
— Если еще несколько лет назад мы работали на уроках, к примеру, только с калькулятором, то сегодня все чаще применяются интерактивные формы, внедряются информационные технологии. Мои бывшие коллеги, учителя русского языка, говорят, что при написании сочинений дети начали пользоваться искусственным интеллектом. Безусловно, педагога не проведешь: буквально по нескольким фразам он может понять, ребенок сам писал или нет. Поэтому ребят предупреждают, объясняют, что лучше развивать собственные способности. А ведь еще год назад такого явления не было.
Галина Беляева подчеркивает, что Глава государства уделяет внимание не только вступительной кампании:

— В сфере внимания Президента все вопросы образования. В том числе и уровень нагрузки наших детей. Александр Лукашенко постоянно ориентирует учителей и руководство Министерства образования на практико-ориентированный подход. Не знания ради знаний, а обучение на основе той информации, которая необходима для формирования специалиста, способного принести пользу нашей стране в экономике и других сферах жизнедеятельности. Согласитесь, вопросом «Что учат наши дети?» задаются многие родители. Часто мы сравниваем тот материал, который преподавали нашим бабушкам, мамам, моему поколению и современной молодежи. Вывод очевиден: объем знаний к усвоению постепенно растет. Поэтому стараемся сократить его за счет профилизации. А для этого нужно, чтобы дети заранее понимали, с какой профессией они хотят идти во взрослую жизнь.
В связи с этим в школах фокусируются и на профориентационной работе, уверяет депутат:
— Еще будучи завучем в средней школе № 34 Могилева, всегда акцентировала внимание родителей, что выбор профессии нужно осуществлять не за несколько месяцев до экзаменов, а продумывать за несколько лет. По собственному опыту знаю, что профориентационная работа в школах проводится качественно. Ребенку помогают определиться с профессией, ведь от этого зависит не только успешность человека, но и жизнь нашего общества.

Что касается вступительной кампании, то, по мнению Галины Беляевой, нынешняя отличается от предыдущих уровнем уверенности:
— Если в первый год введения централизованного экзамена была обкатка данной инновации, то сегодня налажена стабильная, уверенная работа. Как сказал во время совещания у Президента министр образования Андрей Иванец, мы приобрели необходимый опыт. Каждый участник вступительной кампании знаком с алгоритмом действий. Учителя знают, к чему готовить ребят, у родителей и самих школьников тоже есть понимание всего процесса. То есть всем все предельно понятно, поэтому вступительная кампания проходит спокойно, без стрессовых ситуаций.
Поскольку депутату по роду своей деятельности доводится часто встречаться с трудовыми коллективами, не раз слышала от граждан пожелания:
— Люди старшего поколения вспоминали, что их воспитывали трудом. Как они выезжали на сбор урожая, работали руками. Умели, как говорится, и гвоздь забить, и корову подоить. Благодаря этому понимали ценность хлеба, всего того, чем обладают. У них не было гаджетов, они больше общались. Нашу нынешнюю молодежь мы в некоторой степени пестуем. Не так активно приобщаем к труду, позволяем много времени проводить за электронными устройствами. Пожелания от общества были услышаны, и по крайней мере в школах ограничат использование гаджетов. Чтобы наши дети видели друг друга, общались, глядя собеседнику в глаза, а не набирая ему сообщения на экране телефона.