Заработная плата и социально-трудовые отношения
Трудовые отношения с несовершеннолетними
СТАВКИ И РАЗМЕРЫ
РАЗМЕР БАЗОВОЙ ВЕЛИЧИНЫ В 2024 ГОДУ
Дата установления |
Размер базовой величины, руб. |
Нормативный документ |
С 01.01.2024 |
40,00 |
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27 декабря 2023 г. № 944 |
БЮДЖЕТ ПРОЖИТОЧНОГО МИНИМУМА В 2024 ГОДУ
Месяц |
Бюджет прожиточного минимума, руб. |
Нормативный документ |
с 01.11.2023 по 01.01 2024 |
367,79 |
Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 23 октября 2023 г. № 37 |
с 01.02.2024 по 30.04 2024 |
406,71 |
Постановлением Министерства труда и социальной защиты от 23 января 2024 г. № 1 |
с 01.05.2024 по 31.06 2024 |
418,73 |
Постановлением Министерства труда и социальной защиты от 19 апреля 2024 г. № 21 |
с 01.08.2024 по 31.10 2024 |
433,00 |
Постановлением Министерства труда и социальной защиты от 23 июля 2024 г. № 60 |
Размер минимальной заработной платы
(месячной и часовой) в 2024 году
Месяц |
Размер месячной МЗП, руб. |
Размер индексации в процентах |
Сентябрь |
626,00 |
- |
Август |
626,00 |
- |
Июль |
626,00 |
- |
Июнь |
626,00 |
- |
Май |
626,00 |
- |
Апрель |
626,00 |
- |
Март |
626,00 |
- |
Февраль |
626,00 |
- |
Январь |
626,00 |
- |
Минимальная заработная плата является обязательной для нанимателей в качестве низшей границы оплаты труда работников. Иными словами, существует государственный минимальный социальный стандарт в области оплаты труда за работу в нормальных условиях в течение нормальной продолжительности рабочего времени при выполнении обязанностей работника, вытекающих из законодательства, ЛПА и трудового договора (ст.59 ТК).
Размер месячной МЗП устанавливает Совмин ежегодно с 1 января.
Коллективным договором (соглашением) может быть установлен иной размер месячной МЗП, но не ниже размера, установленного в соответствии с Законом от 17.07.2002 № 124-З.
Месячная МЗП в течение года индексируется в порядке, предусмотренном для индексации доходов, полученных из бюджетных источников, в соответствии с законодательством об индексации доходов населения с учетом инфляции (часть пятая ст.4 Закона № 124-З).
Размер часовой МЗП определяет наниматель путем деления размера месячной МЗП на соотношение расчетной нормы рабочего времени календарного года, установленной для соответствующих категорий работников нанимателем в соответствии с законодательством о труде, и количества месяцев календарного года. Размер изменяет наниматель при изменении размера месячной МЗП, в том числе в связи с ее индексацией.
Работнику, у которого размер начисленной заработной платы оказался ниже размера МЗП (месячной и часовой), установленного и применяемого в соответствии с Законом № 124-З, наниматель обязан произвести доплату до размера МЗП (месячной и часовой). При определении доплаты не учитываются выплаты компенсирующего характера и выплаты, не связанные с выполнением работником обязанностей, вытекающих из законодательства, ЛПА и трудового договора, перечень которых утвержден постановлением Минтруда и соцзащиты от 21.07.2014 № 68.
Оплата труда работников бюджетных организаций
Разъяснения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь об изменениях в оплате труда работников бюджетных организаций с 1 июля 2021 г.
В соответствии с поручением Совета Министров Республики Беларусь в 2020 году была создана рабочая группа по вопросам реализации Указа Президента Республики Беларусь от 18 января 2019 г. № 27 (далее – Указ № 27).
В состав данной рабочей группы вошли представители республиканских органов государственного управления и Комитета государственного контроля.
Рабочей группой была проведена аналитическая работа, в том числе с выездом на места, направленная на разрешение проблемных вопросов, возникших в организациях при применении норм Указа № 27.
В ходе проведения указанной работы неоднократно указывалось на фактическую утрату стимулирующей функции премии, поскольку Указом № 27 определено, что на ее выплату направляются средства в размере 5 процентов от сумм окладов работников, а неиспользованные средства, предусмотренные на оплату труда, могут направляться на установление стимулирующих (кроме премии) и компенсирующих выплат.
Это привело к необходимости установления государственными органами надбавок, дублирующих функции премии. Кроме этого, и работникам и руководителям организаций более понятно и привычно материальное стимулирование с учетом оценки результатов ежемесячной работы с использованием премии в более высоких размерах.
На основании предложений рабочей группы издан Указ Президента Республики Беларусь от 22 декабря 2020 г. № 482 (далее –Указ № 482), которым внесены изменения в Указ № 27.
В соответствии с Указом № 482 с 1 июля 2021 г. предусматривается увеличение размера средств, направляемых на премирование работников бюджетных организаций с 5 до 20 процентов от суммы их окладов в рамках предусмотренных бюджетных ассигнований на оплату труда. Кроме этого на премирование будут направляться неиспользованные средства, предусмотренные на оплату труда, в том числе неиспользованные в 1 полугодии 2021 г. Данная мера позволит увеличить долю премирования в объеме стимулирующих выплат работникам бюджетных организаций.
В соответствии с планом мероприятий по реализации пункта 2 Указа № 482, утвержденного Правительством Республики Беларусь от 31 декабря 2020 г. № 30/223-446/13266р, государственными органами, Национальной академией наук (далее – государственные органы), отдельными бюджетными организациями, не подчиненными и не входящими в состав (систему) государственных органов (далее – отдельные организации), приняты нормативные (локальные) правовые акты, устанавливающие размеры всех видов стимулирующих(кроме премии) и компенсирующих выплат (из расчета премии 20 процентов от суммы окладов) и позволяющие с 1 июля 2021 года обеспечить реализацию норм Указа № 482.
По вопросу установления размеров стимулирующих (кроме премии) и компенсирующих выплат приняты:
8 нормативных правовых актов, которые распространяют свое действие на работников подчиненных организаций и работников бюджетных организаций, подчиненных местным исполнительным и распорядительным органам, относящихся к сфере (области деятельности) соответствующих государственных органов.
Справочно. Приняты следующие нормативные правовые акты:
постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 15 января 2021 г. № 3 «Об изменении постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 13 июня 2019 г. № 53»;
постановление Министерства информации Республики Беларусь от 15 января 2021 г. № 1 «Об изменении постановления Министерства информации Республики Беларусь от 18 июня 2019 г. № 2»;
постановление Министерства культуры Республики Беларусь от 18 января 2021 г. № 2 «Об изменении постановления Министерства культуры Республики Беларусь от 19 июня 2019 г. № 32»;
постановление Министерства образования Республики Беларусь от 25 ноября 2020 г. № 286 «Об изменении постановления Министерства образования Республики Беларусь от 3 июня 2019 г. № 71»;
постановление Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 18 января 2021 г. № 2 «Об изменении постановления Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 19 июня 2019 г. № 36»;
постановление Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 26 января 2021 г. № 2 «Об изменении постановления Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 24 июля 2019 г. № 33»;
постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 16 января 2021 г. № 3 «Об изменении постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 31 мая 2019 г. № 23»;
постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 19 января 2021 г. № 8 «Об изменении постановления Министерства юстиции Республики Беларусь от 31 мая 2019 г. № 99»;
29 локальных правовых актов (постановления и приказы иных государственных органов, которые распространяют свое действие на подчиненные организации, а также локальные правовые акты отдельных организаций).
Кроме того, во исполнение Плана мероприятий государственными органами приняты нормативные (локальные) правовые акты, устанавливающие порядок определения планового фонда оплаты труда работников бюджетных организаций, подчиненных и (или) входящих в состав (систему) соответствующих государственных органов, и бюджетных организаций, подчиненных местным исполнительным и распорядительным органам, относящихся к сфере (области) деятельности соответствующих государственных органов.